Автомобильное зарядное. Ремонт и модернизация.

На примере устройства автоматического зарядно-десульфатирующего  (УАЗД) рассказано о ремонте и доработке, для возможности зарядки сильно севших аккумуляторов.

Диагностика

При подключении аккумулятора на зарядку красный светодиод «Заряд» и индикатор «Сеть» светятся, но напряжение на аккумуляторе не повышается, тока зарядки нет ни в ручном ни в автоматическом режиме.

Если совсем нет желания заниматься ремонтом можно по выгодной цене приобрести новое зарядное здесь:

Схема устройства которое я все же решил отремонтировать идет в комплекте и представлена ниже:

Схема состоит из силового трансформатора T, который на вторичной обмотке выдает 19В переменного напряжения с током не менее 5А, однополупериодного выпрямителя на VD2, схемы стабилизации тока 5А на VT1, VT2, блока управления на микросхеме КР1006ВИ1.

Принцип работы схемы.

Тумблер SA3 в нижнем по схеме положении (на передней панели в положении «Автомат»). При подключении аккумулятора к клеммам + и – на схему управления от аккумулятора поступает питание. Если напряжение аккумулятора ниже нормы 12,6В загорается красный светодиод и на транзистор VT3 с выхода микросхемы поступает отпирающее напряжение, через обмотку реле Р1 течет ток и его контакты Р1 замыкаются, отпирая симистор VD1. При включенном тумблере SA1 «Сеть» начинается зарядка аккумулятора. По мере заряда током не более 5А напряжение на аккумуляторе растет. При достижении напряжения на аккумуляторе значения 14,4В загорается зеленый светодиод, транзистор VD3 запирается, контакты Р1 размыкаются и трансформатор отключается от сети. Если напряжение на аккумуляторе упадет ниже 12,6 В схема автоматически снова включит зарядку.

При переключении тумблера SA3 в нижнее положение, ручной режим происходит все то же самое, только после загорания зеленого светодиода не происходит автоматического отключения зарядки. За процессом нужно следить иначе аккумулятор закипит и может выйти из строя.

Тумблер SA2 подключает к заряжаемому аккумулятору резистор R5 27 Ом. Так как зарядка осуществляется однополупериодным выпрямителем, то между полуволнами аккумулятор будет разряжаться на резистор R5. Такой режим называется десульфатация и способствует восстановлению аккумулятора.

Конструкция и расположение основных деталей зарядного показана на фото ниже.

 

В процессе поиска неисправности было установлено, что на обмотке реле Р1 занижено напряжение, до 7 В. Причина оказалась в высохшем электролите С1 возле микросхемы DA (1006Ви1). Его емкость вместо 10 мкФ составляла 0,78 мкФ. Схема управления работала некорректно. Транзистор VT3 не открывался полностью. Реле не срабатывало или дребезжало. Вместо неисправного конденсатора установлен новый.

К этому зарядному были замечания, суть которых заключается в том, что, если на разряженном аккумуляторе меньше 9В зарядка не включается. Приходилось использовать самодельное примитивное зарядное для подзарядки таких аккумуляторов и только потом можно было заряжать на этом.

При анализе установлено, что при низких напряжениях аккумулятора напряжения не хватает для срабатывания реле и напряжение сети не поступает на первичную обмотку трансформатора и естественно зарядное даже не включается.

Эту проблему можно решить с помощью простой доработки схемы.

Для этого параллельно контактам реле, которые не срабатывают, я подпаял кнопку. Теперь при низких напряжениях на АКБ нужно нажать кнопку, сетевое напряжение поступит на трансформатор и на аккумулятор пойдет заряд. Через несколько секунд напряжение на АКБ возрастет и кнопку можно отпускать. Тут еще срабатывает тот фактор, что напряжение отпускания реле ниже напряжения срабатывания. Далее зарядное работает как обычно.

Кнопка на схеме:

Ниже показано как кнопка установлена в корпусе:

Кнопка специально сделана с доступом через отверстие и без фиксации включенного положения, чтобы не было возможности ее случайно нажать или тем более оставить включенной.

Подобным образом можно доработать и другие автоматические зарядные устройства, которые для включения используют напряжение аккумулятора и при его низком значении совсем не включаются.

Материал статьи продублирован на видео:

1 комментарий к “Автомобильное зарядное. Ремонт и модернизация.”

  1. Являясь разработчиком данного УАЗД ( устройство втоматическое заряднодесульфатирующее), инфоррмирую, был второй вариант данной схемы с применением оптотиристоров АОУ103В1 вместо реле. Также был добавлен тумблер принудительного включения, но в производство эта модификация не пошла. Я уволился, затем развалился и НИИ ( НИИПТМАШ г. Краматорск Донецкая область )

Оставьте комментарий