Как зарядным не угробить аккумулятор.

Рассказано о простой приставке, отключающей заряженный аккумулятор.

 

Решение рассмотрено на примере автомобильного зарядного устройства, хотя для зарядных других аккумуляторов все аналогично с учетом допустимых зарядных токов и напряжений в соответствии с их техническими условиями.

Для зарядки автомобильных аккумуляторов часто применяются простые покупные или самодельные зарядные устройства у которых выставляется и контролируется ток заряда.

Наиболее распространенные схемы автомобильных зарядных устройств с ограничением тока в первичной обмотке трансформатора с помощью конденсаторов или диммера:

Возможно ограничение тока во вторичной низковольтной цепи с помощью низкоомного резистора, переключения обмоток трансформатора или подключения последовательно автомобильных ламп накаливания разной мощности:

Все перечисленные схемы и им подобные ограничивают зарядный ток, но не контролируют напряжение на заряжаемом аккумуляторе.

Как известно, в таких схемах по мере зарядки напряжение на аккумуляторе будет расти и может достигать значения 15…18В и выше. Это разрушает пластины аккумулятора и приводит его к преждевременному выходу из строя.

Для устранения указанного недостатка предлагается изготовить простую приставку, которая позволит без вмешательства в схему уже готового зарядного устройства отключать заряжаемый аккумулятор при достижении на нем предельного напряжения.

Для изготовления приставки понадобится любое реле-регулятор от автомобиля и еще несколько деталей в соответствии с ниже приведенной схемой.

Обмотка автомобильного реле К1 (обмотка на 12В, ток контактов не менее 10А) подключается к реле-регулятору вместо обмотки возбуждения генератора. Диод D1 (1N4007), резистор R3 и конденсатор С1 являются элементами фильтра, который устраняет дребезг контактов реле К1 и позволяет изменять напряжение отключения аккумулятора. Если нет подстроечного резистора R3 на низкое сопротивление, можно подобрать постоянный, около 10 Ом, под необходимое напряжение отключения. Разные аккумуляторы имеют разное максимальное напряжение заряда. В интернете приводится таблица, например, здесь, с указанием максимальных значений напряжения заряда в зависимости от типа аккумулятора. Выглядит она так:

В рассмотренной выше схеме приставки применено реле-регулятор от генератора, у которого обе щетки изолированы от корпуса (Я112, 13.3702-01 и т.д.). Если будет использовано реле-регулятор от генератора, у которого одна щетка соединена с корпусом, например, 121.3702, то схема немного изменится. Обмотка реле К1 одним концом пойдет на корпус. Цепочка «резистор и красный светодиод» должна подключаться параллельно обмотке реле К1.

Главное достоинство такой приставки – простота и отсутствие необходимости открывать автомобильное зарядное устройство и вносить изменения в его схему. Теперь при зарядке аккумулятора нужно выставить необходимый ток заряда (если есть такой регулятор) и все. Когда аккумулятор полностью зарядится напряжение на нем достигнет максимального значения, и он будет отключен приставкой от зарядного устройства. Аккумулятор не будет подвергаться перезаряду и прослужит дольше.

Кому лень делать самому можно приобрести готовые современные автоматические зарядные устройства, например, здесь.

Или приставки, выполняющие функции аналогичные рассмотренным в этой статье, например, здесь.

Материал статьи продублирован на видео:

 

3 комментария к “Как зарядным не угробить аккумулятор.”

  1. Здравствуйте.
    Я обычно заряжаю 19в зарядкой от ноутбука. Можно ли присабачить такую штуку,и сработает ли?

  2. Конечно сработает. Вам при зарядке нужно последовательно в цепь заряда ставить токоограничивающее сопротивление величиной около 0,8 Ом (например кусочек спирали от электропечки). Тогда все будет нормально работать. Вот смотрите. Блок питания выдает 19В. Максимальное напряжение на аккумуляторе 15В. 19 — 15 = 4В. Ток зарядки 10% от емкости 50А/час будет 5А. Значит при разряженном аккумуляторе ток будет около 5А и на сопротивлении 0,8 Ом упадет около 4В.
    Если Вы просто подключаете 19В к разряженному аккумулятору то установится максимальный ток зарядного ноутбука (у него сработает встроенная схема ограничения тока). По мере зарядки ток будет уменьшаться а напряжение расти. В конце зарядки оно вырастет до 19В, что для аккумулятора вредно.

  3. а через регулятор напряжения автомобильный «вымпел» рн0802 как можно сделать и как покажите пожалуйста

Оставьте комментарий