Проведены эксперименты по замене предохранителей калиброванным медным проводом и сделаны интересные выводы.
С заменой предохранителей, сталкивался практически каждый человек. Многим известна табличка для замены предохранителей проводом, она без труда находится в интернете и во многих справочниках:
Я решил проверить, соответствуют ли указанные в таблице значения реальным токам перегорания. Результаты получились довольно интересные.
Для проверки взял наиболее распространенное значение тока для предохранителя 3 Ампера. Подобрал медный провод диаметром 0,11 мм. Для этого случая удобно применять одну жилу из многожильного монтажного провода. Ее не нужно зачищать она и так обеспечивает надежный контакт.
Измерение диаметра микрометром:
Поскольку предохранители бывают разных размеров, решил проверить ток перегорания для разной длины провода диаметром 0,11мм.
Наиболее распространены такие предохранители:
Встречаются еще и такие:
Измерения начал с провода для самых длинных предохранителей 40мм. Ток перегорания составил 3,1А. Показания снимал с мультиметра, у него выше точность, чем у блока питания.
Провод того же диаметра 0,11мм длиной 10 мм перегорел при токе 4,78А.
Такой же провод длиной 4мм перегорел при токе уже 7,59А.
Интересная получается картина. Так для каких же предохранителей предназначена табличка проводов с указанными токами плавления? Есть еще и формулы расчета диаметра провода для замены предохранителя. Они дают значения, близкие к табличным. Уж очень большой получается разброс.
Провел опыты при разных напряжениях, постоянном 36В и переменном 230В. Ток менял плавно и скачками. Значения токов немного отличались, но зависимость от длины провода подтвердилась, почти в тех же пропорциях. Да оно и понятно, это можно объяснить изменением сопротивления при разной длине провода и отводом тепла от нагревающегося провода.
Взял заводской предохранитель на 3А и проверил его ток перегорания. Получил ток перегорания 5,59А.
Ну теперь есть ориентир. Решил измерить ток перегорания того же провода диаметром 0,11мм при разных способах его установки на перегоревший заводской предохранитель. Получил такие результаты.
Установил провод внутрь трубки предохранителя. Внешне получается, как заводской. Ток перегорания 5,38А, что довольно близко к заводскому.
Обмотал провод вокруг перегорелого предохранителя как часто делают при замене предохранителя без пайки. Ток перегорания 4,82А.
Запаял провод сверху предохранителя в одну линию. Так тоже часто делают если нет отверстий в контактах и проблемно вставить провод внутрь. Ток перегорания составил 3,81А.
Существенная разница между первым и третьим способом установки провода.
Посмотрел технические условия на плавкие предохранители. Там есть даже схема проведения испытаний. Но ведь я проводил не измерения абсолютных значений тока перегорания, а сравнительный анализ величины тока перегорания от способов установки и длины провода одного и того диаметра при прочих равных условиях.
Выводы.
- При замене перегоревшего предохранителя калиброванным проводом определенного диаметра нужно учитывать длину провода. При этом, чем длиннее провод, тем ниже значение тока перегорания.
- Ток перегорания зависит от способа установки провода на предохранитель. При этом, если предохранитель запаивать, делать герметичным, то ток возрастает, (светит как лампочка). Так же ток больше при тугой намотке вокруг корпуса предохранителя по сравнению с прокладкой провода в одну линию. На мой взгляд, это объясняется большим отводом тепла при намотке.
- Штатный предохранитель, или запаивание калиброванного провода нужного диаметра внутрь — самый правильный выход из ситуации. Особенно нужно быть осторожным при установке провода поверх предохранителя, так как раскаленный проводник, вне корпуса предохранителя, может вызвать возгорание окружающих его предметов.
- Ну и самое главное. Никогда не нужно менять предохранитель, пока не установлена причина перегорания ранее стоявшего. Особенно нельзя устанавливать вместо перегоревшего предохранителя металлические предметы (монеты, скрепки, фольгу) а также провод большого диаметра.
Вот пример неправильной замены предохранителя на автомобиле. Установлен вот такой «жук»:
И вот последствия. Перегоревшие жгуты автомобильной проводки.
Целесообразно всегда иметь под рукой калиброванный провод, например, в автомобиле, чтобы установить до покупки штатного предохранителя.
Провод диаметром 0,13мм в одну жилу на автомобильном предохранителе перегорает при токе около 5А. В две жилы ток перегорания в 1,8 раза больше, около 9А. И так далее. Это лучше, чем ставить то, что попадет под руку.
Материал статьи продублирован на видео: