Внешнее проявление дефекта – плавают холостые обороты, иногда автомобиль глохнет.
Одним из важнейших узлов, отвечающих за работу двигателя на холостых оборотах, является блок управления дроссельной заслонкой.
Внешний вид этого блока показан на фото ниже.
Такой блок (030 133 064D) устанавливается на многие модели автомобилей «Skoda» и «Volkswagen». Этот конкретный блок снят с автомобиля Шкода Фелиция 1996 года выпуска. Находим схему электрооборудования этой модели и выбираем фрагмент, где есть схема блока управления дроссельной заслонкой.
На схеме (позиция 93) мы видим, что в состав блока входят два потенциометра, электродвигатель и концевой контакт. Открываем крышку самого блока и осматриваем состояние всех деталей.
Используя информацию со схемы прозваниваем омметром сопротивление между контактами разъема. Контакты 1-2 не прозваниваются. Это обмотка электродвигателя. Нужно снять шестерню, закрывающую контакты и получить доступ к ним. Тут есть одна тонкость. Чтобы снять шестерню необходимо выбить ее ось через отверстие с противоположной стороны.
Сняв шестерню, получаем доступ к проводам и контактам. Также видим оборванные провода, которые идут к электродвигателю. Похоже кто-то уже пытался ремонтировать этот блок, но видимо неудачно, правда такой информации не давали. Вряд ли провода сами так оборвались. Ниже показаны основные элементы блока.
После удаления смазки и внимательного осмотра снятой шестерни виден большой износ зубьев в одном месте. При таком износе в механизме привода от электродвигателя большой люфт, и в этом была причина неустойчивой работы блока.
Провода спаяны, работа электродвигателя проверена.
Шестерню можно повернуть на 1800 так, чтобы в зацепление входили не изношенные зубья, что и было сделано.
Промыты и проверены потенциометры. Измерен диапазон изменения сопротивления между выводами при изменении положения дроссельной заслонки:
Выводы разъема 4-5 — сопротивление изменяется от 684 Ом до 1220 Ом;
Выводы разъема 7-8 — сопротивление изменяется от 547 Ом до 980 Ом;
Сопротивление обмотки электродвигателя (выводы разъема 1-2) составило 84 Ом.
После ремонта и установки на автомобиль блок управления дроссельной заслонкой работает нормально.
Материал статьи продублирован на видео:
Для повышения надежности в модуле устанавливается два датчика положения дроссельной заслонки. В качестве датчиков используются потенциометры со скользящим контактом или бесконтактные магниторезистивные датчики. Графики изменения выходных сигналов датчиков направлены навстречу друг другу, что позволяет их различать блоку управления двигателем.