В Уроке 2.1 была рассмотрена тема о радиоволнах и распределении частот в эфире. В этом уроке попытаемся выяснить в простой и доступной форме как это реализуется практически.
Радиоволны, это высокочастотные колебания электромагнитного поля, способные распространяться в свободном пространстве на значительные расстояния.
Самое привлекательное в этом то, что с помощью радиоволн можно передавать информацию.
Основными параметрами колебаний являются частота, амплитуда, фаза.
Если на передающей стороне изменять один из параметров колебаний, а на приемной стороне выделять это изменение, то таким способом можно передавать информацию на расстояние.
Процесс изменения одного из параметров колебаний в соответствии с передаваемой информацией на передающей стороне называется модуляцией.
Процесс выделения полезной информации из колебаний на приемной стороне, называется детектированием.
Высокочастотные колебания, параметр которых изменяется при передаче называется несущей.
Полезная информация, которая изменяет параметр несущей, называется модулирующим сигналом.
Если, модулирующий сигнал изменяет частоту несущей – то такая модуляция называется частотной. Модуляция частоты однотонным синусоидальным сигналом представлена на рисунке ниже.
Если модулирующий сигнал изменяет амплитуду несущей – то такая модуляция называется амплитудной. Модуляция амплитуды однотонным синусоидальным сигналом представлена на рисунке ниже.
Если модулирующий сигнал изменяет фазу несущей, то такая модуляция называется фазовой.
Простейший вид фазовой модуляции – фазовая манипуляция, когда фаза меняется скачкообразно.
Существует много видов модуляции. Все они имеют преимущества и недостатки.
Вы уже поняли, что частота несущей во много раз превышает частоту модулирующего сигнала. Модулирующий сигнал, например, речь, занимает область частот до 20 кГц, это при высоком качестве звука, в телефонии, где качество звука низкое — до 3 кГц. Сигналы этой частоты самостоятельно не способны распространяться в эфире на большие расстояния, но если мы ними промодулируем высокочастотный сигнал, например, 90 мГц, то сможем передать на большие расстояния.
Примеры наиболее распространенного использования модуляций:
Амплитудная модуляция – радиовещание на длинных, средних и коротких волнах. Передача видеосигнала в наземном телевизионном вещании.
Частотная модуляция – радиовещание на УКВ (и ФМ) диапазонах, передача звука в наземном телевизионном вещании, передача цветоразностных сигналов в наземном телевизионном вещании системы цветности СЕКАМ (была основной в СССР) и т.д.
Фазовая модуляция — передача цветоразностных сигналов в наземном телевизионном вещании системы цветности ПАЛ (основная в Европе).
При передаче информации с помощью радиосигналов основными задачами, с которыми приходится сталкиваться являются:
- Защищенность от воздействия внешних помех. Например, частотная модуляция в этом плане лучше амплитудной.
- Спектр частот, занимаемый модулированным сигналом в эфире. Эфир один на всех. Нельзя чтобы передаваемые сигналы мешали друг другу. Именно поэтому существуют таблицы совместимости частот радио и телевещания в соседних областях. Чем уже спектр занимаемых частот, тем больше каналов связи можно разместить в эфире. В то же время, чем выше качество передаваемого сигнала, тем шире требуется спектр при его передаче.
- Сложность и стоимость передающего и приемного оборудования.
Чем выше частоты, тем больше каналов связи можно организовать. Но с ростом частот растет сложность и стоимость оборудования. Сейчас мы видим все более интенсивное освоение частот в диапазоне гигагерц (ГГц) и выше.
Структурная схема простого канала передачи звука на расстояние приведена ниже:
С развитием технического прогресса удается более рационально использовать частоты эфира, в котором так тесно. Хорошим тому примером является внедрение цифрового эфирного телевидения стандарта DVB T2. Если раньше, при простом аналоговом способе телевизионного вещания, на одной частоте дециметрового диапазона, например 430 МГц, располагался один телевизионный канал, то в стандарте DVB T2, на этой одной частоте можно расположить пакет из 8 телевизионных каналов с цифровым качеством. Это преимущество настолько явное, что уже идет повсеместное внедрение стандарта DVB T2 и отключение аналогового телевизионного вещания.
привет. как вы понимаете плотность потока энергии (мощности) эми в мВт/см2, это типа мощности как v*a и только генератора частоты ? любой частоты или некоторых ? её тоже можно регулировать переменным резистором ?
ЭМИ, это излучение в пространстве. Оно распределено. Это как освещение на единицу площади. Еще приблизительный пример, как солнечные батареи. Чем больше площадь, тем большее количество солнечной энергии может собрать.
эми-это совокупность излучений, допустим: будет имеет инфразвук, ик, уф, то у этой эми интенсивность будет общая и одинаковая или нет ?
«Модулирующий сигнал, например, речь, занимает область частот до 20 кГц, это при высоком качестве звука, в телефонии, где качество звука низкое — до 3 кГц. Сигналы этой частоты самостоятельно не способны распространяться в эфире на большие расстояния, но если мы ними промодулируем высокочастотный сигнал, например, 90 мГц, то сможем передать на большие расстояния.» Я стесняюсь спросить, а автор в курсе, что частота голоса — это МЕХАНИЧЕСКИЕ колебания? И что 0.5 Гц — 20 кГц — это просто диапазон восприимчивости конкретного уха конкретного человека? А 90 МГц (90 мГц это совсем не высокочастотный сигнал кстати) — это будут тоже механические колебания? А в какой тогда среде (воздух, вода, металл)?
Конечно, в одной короткой статье нельзя отразить все подробности затронутой темы. Статья носит ознакомительный характер и ее цель ознакомить читателя с темой. Что касается Вашего замечания. Да, голос человека — это акустические (механические) колебания. Но в статье сказано — «модулирующий сигнал, например речь». А сигналом акустические колебания становятся на выходе микрофона. И далее все операции с ним — усиление, преобразования и т.д. идут в электронных схемах. Что же касается частоты 90 мГц, то это совсем не механические колебания. Такие частоты формируются электронными генераторами. Подробнее можно посмотреть здесь
http://radiomasterinfo.org.ua/urok-2-1-radiovolny-raspredelenie-chastot-v-efire/
Если пишете по-русски, а не по-украински, то надо соблюдать нормы русской грамматики «В Уроке 2.1 былО рассмотренО темУ». ТемА = женского рода, поэтому она былА рассмотренА.
А так урок хороший, все ясно.
Если делаете замечания другим, то, как минимум, сами не делайте ошибок в тексте замечания. Я имею в виду пунктуационные ошибки. И, мне кажется, укол «по-украински» явно неуместный.
А так, спасибо. Я буду внимательнее.