Рассказано о существенном недостатке ланч бокса который может привести к пожару.
При первом включении в прикуриватель в самом ланч боксе перегорел предохранитель. Находится он в самом штекере которым ланч бокс подключается к прикуривателю. Номинал предохранителя 10А. Чтобы исключить брак самого предохранителя, был вставлен другой, тоже на 10А. Он снова перегорел.
На шильдике ланч бокса указаны следующие параметры:
Согласно этим параметрам при мощности 40Вт ток не должен превышать 4А. Проверены цепи на предмет замыкания. Все в норме. Осмотрены все элементы. Тем более, что конструкция простейшая.
Нагревательный элемент представляет собой позистор. Как известно, в холодном состоянии его сопротивление мало и при включении он пропускает большой ток. По мере нагрева его сопротивление растет, ток падает. Таким образом поддерживается постоянной температура ланч бокса. Ввиду того, что все элементы исправны, было решено установить предохранитель большего номинала и проверить работу на зарядном устройстве.
На моем зарядном можно выставить максимальный ток 7А.
Из проведенного эксперимента видно, что из-за ограничения тока на уровне 7А напряжение на нагревательном элементе упало до 5,57В. Т.е. по закону Ома сопротивление нагревательного элемента в холодном состоянии, при включении составляет 5,57В : 7А = 0,8 Ом. Но на автомобиле не будет ограничения тока на уровне 7А и ток вырастет до величины при работающем двигателе 14В : 0,8Ом = 17,5А. Поэтому и перегорает предохранитель на 10А. Но это бы ладно, В штекере, где установлен предохранитель, есть пружина которая прижимает этот предохранитель к контакту. Так вот. Пружина сделана из стали, у которой проводимость намного хуже, чем у медного провода. Эта пружина, при протекании через нее большого тока, нагревается до такой степени, что плавит корпус штекера. После нескольких включений штекер практически расплавился.
Прижим предохранителя, который вкручивается в штекер и прижимает предохранитель к пружине, также расплавился.
И все это произошло всего за несколько пробных включений нового ланч бокса. А если включить и оставить без присмотра? Хорошо если перегорит предохранитель. А есть автомобили, у которых на прикуриватель стоит предохранитель на 20А и в ланч боксе будет 20А. Пожар в этом случае не исключен.
После прогрева ток ланч бокса падает до 2,5А. Но если при холодном нагревательном элементе плавится корпус штекера в прикуривателе, это представляет реальную опасность.
Что же делать для исключения опасной ситуации. Самый простой способ приобрести и подключить последовательно уже установленному еще один такой же нагревательный элемент. Или в крайнем случае резистор на 1 Ом мощностью не менее 10 Вт.
В этом случае при включении холодного ланч бокса ток будет вдвое меньше, около 8,5А. Ну будет он нагреваться немного дольше, зато безопаснее.
Если есть радиолюбительские навыки можно изготовить ограничитель тока на полевом транзисторе. Схем на эту тему в интернете много, например здесь.
Материал статьи продублирован на видео.