Почему разряжается автомобильный аккумулятор.

zastavka-vНаверное, многим автовладельцам приходилось сталкиваться с ситуацией, когда при запуске двигателя не хватает заряда аккумулятора и он не может полноценно питать стартер, обороты стартера низкие, напряжение на системе зажигания низкое, как результат – двигатель не запускается.

Перед тем, как принимать решение о покупке нового аккумулятора, необходимо выполнить несколько несложных процедур, иначе новый приобретенный аккумулятор может не решить проблему и деньги на приобретение будут потрачены зря. Об этих процедурах и пойдет речь в статье.

Первое, что нужно сделать – проверить работу реле-регулятора напряжения на вашем автомобиле. Для этого необходимо при работающем двигателе (обороты не ниже 1000 об/мин) измерить напряжение прямо на клеммах аккумулятора. Оно должно быть 14 В ± 0,2 В.

napr-14vnv-z

При пониженном напряжении аккумулятор не будет полностью заряжаться и естественно нормально работать. При повышенном напряжении в аккумуляторе может выкипать электролит, разрушаться пластины, что тоже выведет его из строя. Если напряжение было повышено, после устранения причины необходимо проверить уровень электролита в банках. Он должен быть выше пластин минимум на 12 мм. Если нет, долить дистиллированную воду. Помните, нельзя чтобы дистилированная вода или электролит соприкасались с металлическими предметами, только диэлектрики.

Если с реле-регулятором все в порядке необходимо проверить разряд аккумулятора на неработающем двигателе. Для этого на неработающем двигателе снимают массу и включают в цепь амперметр. Важно, чтобы все потребители были отключены (лампы освещения салона, багажника, приемник, устройства, включенные в прикуриватель и т.д.). Подключенными остаются только не отключаемые узлы и блоки (система управления двигателем и т.д.) . Измеренная величина тока разряда не должна превышать 70-80 мА.

tok-3zn

Если ток разряда больше, нужно по очереди отключать потребители и найти ту цепь, которая отбирает повышенный ток. Отключать цепи можно вынимая по очереди предохранители. При этом удобно пользоваться электрической схемой или в крайнем случае информацией, которая нанесена на крышке блока предохранителей. Неисправный блок или узел нужно отремонтировать или заменить. Естественно, если блок сложный и вы не специалист нужно воспользоваться услугами мастера.

pred-i-kryshka-nv

Еще одна немаловажная причина разряда аккумулятора – грязь на корпусе, особенно следы электролита. Он, как известно, проводит ток. При длительной стоянке, эти вроде бы небольшие токи утечки, могут существенно посадить аккумулятор. Для их устранения нужно промыть и вытереть насухо корпус аккумулятора, особенно между клеммами.

Ну и последнее. Аккумуляторы, даже при правильной эксплуатации стареют и теряют емкость. Чтобы измерить емкость аккумулятора его нужно полностью зарядить, затем подключить номинальную нагрузку, как правило это (0,1 – 0,05) емкости и засечь время разряда до допустимого значения напряжения (10,9 – 10,5) В. Но это достаточно хлопотно.

Можно проще оценить общее состояние аккумулятора. Чем хуже состояние аккумулятора, тем выше у него и саморазряд.

Исходя из этого можно приблизительно оценить состояние аккумулятора по следующей методике. Полностью заряженный аккумулятор, например, вы проездили несколько часов, реле-регулятор исправно, приехали в гараж. Заглушите автомобиль и отключите массу. Через 5-8 часов измерьте напряжение на аккумуляторе без нагрузки, не присоединяя массу, и определите состояние по нижеприведенной таблице:

Напряжение на клеммах

аккумулятора

Состояние аккумулятора
12,70 В 100%
12,46 В 80%
12,28 В 60%
12,20 В 50%
12,12 В 40%
12,04 В 30%
11,98 В 20%
11,94 В 10%

 

Конечно, это приблизительный метод, но он не затратный и провести его просто. Если степень разрядки велика можно при желании обследовать все более детально. Сделать контрольный заряд-разряд с проверкой плотности электролита, измерить напряжение аккумулятора нагрузочной вилкой.

Еще одним тестом аккумулятора может быть измерение напряжения на заряженном аккумуляторе при пуске стартером холодного двигателя. В зимнее время (температура до – 18оС) напряжение не должно падать ниже 7,2 В на протяжении 30 сек. При положительных температурах напряжение должно быть выше 9 В.

Есть специальные тесты EN или SAE при которых заряженный аккумулятор разряжают током равным половине тока холодной прокрутки. Измеренное напряжение на аккумуляторе, при положительных температурах, в течение 30 сек не должно быть ниже 9,6 В.

При слабом изношенном аккумуляторе лучше снимать клемму, или, при наличии, отключать выключатель массы, хотя бы на длительной стоянке автомобиля.

Есть в продаже устройства для восстановления аккумуляторов при сульфатации пластин, как правило они реализуют заряд-разряд асимметричным током. Простейшее такое устройство состоит из однополупериодого выпрямителя, обеспечивающего зарядный ток, например, 5 А и лампочки на 0,5 А подключенной к аккумулятору во время зарядки. При этом аккумулятор каждый период получает заряд 4,5 А и разряд 0,5 А. Ток заряда и разряда показан на графике:

sinusv

Это частично восстанавливает ресурс аккумулятора.

Вот эта схема:

zaryadnoe-1v

Но если аккумулятор уже проработал лет 5 вероятнее всего нужно покупать новый.

Качественные импортные аккумуляторы при соблюдении условий их эксплуатации служат 10-12 лет, а приобретенные на замену, вроде бы тоже не дешевые, но уже 4-5 лет.

Материал статьи продублирован на видео:

3 комментария к “Почему разряжается автомобильный аккумулятор.”

  1. Ну я думаю статью нужно переименовать. «Почему разряжается», так и не раскрыто.

  2. Ну почему же. Названы, как минимум несколько причин:
    1. Повышенный ток разряда при парковке автомобиля
    2. Подтеки электролита между клеммами
    3. Систематический недозаряд при неправильной работе реле-регулятора
    4. Повышенный ток саморазряда при сульфатации пластин.

  3. Все понятно , раскрыто и расжовано.
    Для длительной службы АКБ есть простые правила:
    1.АКБ ВСЕГДА должен быть в заряженном состоянии(12.6-12.7)В.
    2.НИКОГДА не допускать глубоких разрядов АКБ.
    Для б.у. свинцовых предел 11.5В. Кальциевые -12В. (очень болезнено переносят) Три разряда и на лом!
    3.Не «кипятите» зарядкой современные АКБ — срок службы уменьшится
    Основная проблема всех АКБ — это п.№4 от админа.

Оставьте комментарий