Как зарядным не угробить аккумулятор.

Рассказано о простой приставке, отключающей заряженный аккумулятор.

 

Решение рассмотрено на примере автомобильного зарядного устройства, хотя для зарядных других аккумуляторов все аналогично с учетом допустимых зарядных токов и напряжений в соответствии с их техническими условиями.

Для зарядки автомобильных аккумуляторов часто применяются простые покупные или самодельные зарядные устройства у которых выставляется и контролируется ток заряда.

Наиболее распространенные схемы автомобильных зарядных устройств с ограничением тока в первичной обмотке трансформатора с помощью конденсаторов или диммера:

Возможно ограничение тока во вторичной низковольтной цепи с помощью низкоомного резистора, переключения обмоток трансформатора или подключения последовательно автомобильных ламп накаливания разной мощности:

Все перечисленные схемы и им подобные ограничивают зарядный ток, но не контролируют напряжение на заряжаемом аккумуляторе.

Как известно, в таких схемах по мере зарядки напряжение на аккумуляторе будет расти и может достигать значения 15…18В и выше. Это разрушает пластины аккумулятора и приводит его к преждевременному выходу из строя.

Для устранения указанного недостатка предлагается изготовить простую приставку, которая позволит без вмешательства в схему уже готового зарядного устройства отключать заряжаемый аккумулятор при достижении на нем предельного напряжения.

Для изготовления приставки понадобится любое реле-регулятор от автомобиля и еще несколько деталей в соответствии с ниже приведенной схемой.

Обмотка автомобильного реле К1 (обмотка на 12В, ток контактов не менее 10А) подключается к реле-регулятору вместо обмотки возбуждения генератора. Диод D1 (1N4007), резистор R3 и конденсатор С1 являются элементами фильтра, который устраняет дребезг контактов реле К1 и позволяет изменять напряжение отключения аккумулятора. Если нет подстроечного резистора R3 на низкое сопротивление, можно подобрать постоянный, около 10 Ом, под необходимое напряжение отключения. Разные аккумуляторы имеют разное максимальное напряжение заряда. В интернете приводится таблица, например, здесь, с указанием максимальных значений напряжения заряда в зависимости от типа аккумулятора. Выглядит она так:

В рассмотренной выше схеме приставки применено реле-регулятор от генератора, у которого обе щетки изолированы от корпуса (Я112, 13.3702-01 и т.д.). Если будет использовано реле-регулятор от генератора, у которого одна щетка соединена с корпусом, например, 121.3702, то схема немного изменится. Обмотка реле К1 одним концом пойдет на корпус. Цепочка «резистор и красный светодиод» должна подключаться параллельно обмотке реле К1.

Главное достоинство такой приставки – простота и отсутствие необходимости открывать автомобильное зарядное устройство и вносить изменения в его схему. Теперь при зарядке аккумулятора нужно выставить необходимый ток заряда (если есть такой регулятор) и все. Когда аккумулятор полностью зарядится напряжение на нем достигнет максимального значения, и он будет отключен приставкой от зарядного устройства. Аккумулятор не будет подвергаться перезаряду и прослужит дольше.

Кому лень делать самому можно приобрести готовые современные автоматические зарядные устройства, например, здесь.

Или приставки, выполняющие функции аналогичные рассмотренным в этой статье, например, здесь.

Материал статьи продублирован на видео:

 

Оставьте комментарий