При зарядке напряжение на аккумуляторе растет и, если оно превысит допустимое значение, аккумулятор испортится. Многие зарядные ограничивают ток заряда и не ограничивают напряжение. Предлагаемая простая приставка позволяет без вмешательства в схему зарядного устранить эту проблему.
Подобное устройство на основе автомобильного реле-регулятора было рассмотрено здесь.
У некоторых посетителей, желающих повторить схему, не оказалось автомобильного реле-регулятора и были высказаны пожелания привести схему такого же устройства на дискретных элементах. Я пообещал. Схема приставки на дискретных элементах для автомобильного зарядного представлена ниже.
В данном случае, вместо автомобильного реле-регулятора напряжения, использованного в предыдущей схеме, применено пороговое устройство на стабилитроне VD1 и двух транзисторах VT1 и VT2. Стабилитрон Д818 имеет очень хороший температурный коэффициент стабилизации (около +0,001 %/°С) именно поэтому выбран он. Его напряжение стабилизации около 8,5В. Транзистор VT1 практически любой n-p-n. Транзистор VT2 должен иметь ток коллектора чуть больше тока катушки реле К1. В большинстве автомобильных реле ток катушки около 200мА. Хорошо подходит КТ645. Если у реле есть три контакта, средний и два крайних, то можно нормально замкнутым контактом подключать звуковую сигнализацию окончания зарядки. В качестве источника звука удобно использовать «пищалку» подобную той, которая установлена на материнской плате старых компьютеров.
Настройка схемы.
Ползунок подстроечного резистора R2 установить в верхнее по схеме положение. Подключить аккумулятор. Нажать кнопку КН2 (кнопка без фиксации). Должно сработать реле и засветиться красный светодиод. Подключить к аккумулятору цифровой вольтметр (мультиметр). Подождать пока напряжение на аккумуляторе повысится до нужного значения. Для обычных автомобильных аккумуляторов это около 14,5В, как на автомобиле при оборотах двигателя более 1000. Если аккумулятор другого типа, то значение максимального напряжения на нем при зарядке, можно выбрать из таблицы.
Если зарядное имеет регулировку зарядного тока, то повышая ток заряда можно увеличить напряжение на аккумуляторе.
Когда напряжение на аккумуляторе достигнет предельного значения, подстроечным резистором R2 добиться четкого срабатывания реле К1. При этом красный светодиод гаснет, загорается зеленый и срабатывает «пищалка». Повышая и понижая ток зарядки процедуру проделать несколько раз.
Вот в принципе и все. Как уже было сказано, приставка ставится между зарядным и аккумулятором. В схему зарядного вмешиваться не нужно. Если зарядное тиристорное, да еще и однополупериодное, возможно придется увеличить емкость конденсатора С1 до 2200 мкф. Именно цепь С1, VD2, R4 является фильтром пульсаций и устраняет «дребезг» реле. В большинстве случаев можно не ставить диод и резистор на 10 Ом. Достаточно в качестве фильтра только конденсатора С1. При этом схема будет выглядеть так:
Видео работы приставки с тиристорным зарядным, у которого на выходе обычно большие пульсации и во многих схемах реле «дребезжит», показано здесь:
Материал статьи продублирован на видео:
а через регулятор напряжения автомобильный «вымпел» рн0802 как можно сделать и как покажите пожалуйста